Есть в школе объект, который объединяет мысли и чувства учителей и учеников, воплощает позитивные и негативные моменты в процессе обучения. Долго все оценки «жили» в ученических дневниках. Сейчас они «живут» в школьных порталах, где их видят так же, как когда – то в дневниках, и ученик, и родители.                               Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трёх баллов, каждый из которых обозначал разряд. По этим разрядам ученики делились на лучших, средних, худших. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы. Так сформировалась пятибалльная шкала. Впервые оценивать знания в России начали в 1737 году при императрице Анне Иоановне, племяннице Петра I . Оценки тогда были словесными в пределах полярных понятий «хорошо – плохо». Например, в 1737 году в Киевской духовной академии применялись три вида оценок:                               

- учения изрядного, надёжного, доброго, честного, хорошего, похвального;

- учения посредственного, мерного;                                  

- учения слабого, подлого, прехудого, безнадёжного, ленивого.

Министерство народного просвещения через сто лет, в 1837 году, установило систему официально:«единица» - слабые успехи, «двойка» - посредственные,                                    «тройка» - достаточные,«четвёрка» - хорошие, «пятёрка» - отличные. В 1841 году в учебных заведениях Министерства народного просвещения была принята пятибалльная система оценки успеваемости: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (посредственно), 1 (худо). Знания учеников в «грамотной избе» - самой первой школе открытой в 1846 году на территории современного Солнечногорска оценивались уже по таким оценкам. В 1932 году был восстановлен принцип систематического учёта знаний каждого ученика. В школах стала применяться 4-х балльная шкала отметок: очень хорошо (оч. хор.), хорошо (хор.), удовлетворительно (уд.), неудовлетворительно (неуд.). В 1935г. советская школа возвращается к 5-балльной словесной форме оценки знаний учащихся: «очень плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично», а в 1944 году к ним добавили и привычные баллы от 1 до 5. В 1970 году в первом школьном уставе в советское время упоминается также 5-балльная система оценок знаний учащихся, поведение оценивалось тремя отметками: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». По – прежнему в российских школах действует пятибалльная система оценок знаний. В музее истории образования городского округа Солнечногорск хранятся свидетельства и аттестаты об обучении с начала ХХ века. Например, аттестат по определению педагогического Совета Сычёвской женской гимназии от 28 апреля 1917 года. Следуют подписи председателя педсовета, начальницы женской гимназии, законоучителя, членов педсовета, секретаря Совета. Фото1.(на фото обратитевнимание на изучаемые предметы)

            

Свидетельство об окончании начальной школы от 15 июня 1933года. Фото 2. 

 

  Обратите внимание на удостоверение, выданное 25 июня 1935 года. В этот период в РСФСР по окончании учёбы в школах оценки не выставлялись, следует запись: «В течение курса обучения приобрела знания и навыки в объёме курса, установленного программамиНародного комиссариата просвещения». Фото 3 

 

В 1937 году в свидетельстве, выданному Тюкину Дмитрию Ипполитовичу, вновь даны оценки знаниям. Д.И.Тюкин – основатель одной из учительских династий Радумльской средней школы, работал также воспитателем детского дома.Фото 4.

         

Аттестат выдан 16 июля 1941года, накануне Великой Отечественной войны, в Бедняковской средней школе. Мы видим словесную оценку знаний. Фото5.

   Свидетельство, выданное 9 июня 1944 года в Солнечногорской средней школе №5 (цифровая и словесная оценка знаний). Фото 6.


Свидетельство от 28 августа 1946 года (в деревне Мостки нашего района была Обушковская начальная школа). Послевоенное время и вновь появилась цифровая оценка знаний. Фото 7

Свидетельство выдано 22 июня 1948 года в Солнечногорской школе рабочей молодёжи. Фото 8.

Аттестат зрелости Сидорова Анатолия Николаевича, уроженца д. Носово Солнечногорского района, выдан 26 июня 1957 года. Впервые отмечено, что аттестат даёт его владельцу право поступления в высшие учебные заведения. Анатолий Николаевич после окончания школы учился заочно в Московском строительном институте и принимал участие в строительстве Солнечногорской школы №4 мкр-не Рекинцо. Фото 9


.Материал подготовила лектор музея Т,Подвойская,ноябрь 2019 г.