К 195-летию со дня начала строительства Екатерининского канала.

Мы любуемся озером Сенеж, обрамленным необыкновенно красивой набережной стараниями руководителей городского округа Солнечногорск. 

3к.jpg

Между тем история нашего уникального озера уходит в далёкое прошлое. При Петре I военный инженер Вилим Геннин (Георг Вильгельм де Генин - сподвижник Василия Никитича Татищева, генерал, руководил Олонецкими заводами на Урале) разработал проект канала, который должен был связать Москву - реку с Волгой и создать сквозной путь из Балтийского моря через Волгу и Москву в центр России. Это был один из прогрессивных проектов Петра I для развития торговли.

В своё время Александр I намеревался построить в Москве на Воробьёвых горах грандиозный памятник – храм Христа Спасителя в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года по проекту архитектора и художника А.Л. Витберга. Канал проектировали в расчёте («в видах воспособления») на доставку строительных материалов из северных районов России и гранита из Финляндии. Для соединения Верхней Волги и реки Москвы наметили использовать реки Сестру и Истру. Канал должен был сократить на 1000 километров водный путь между Петербургом и Москвой. Инженеры вспомнили этот проект и предложили его Николаю I для сооружения короткого пути между реками Москвой и Волгой, чтобы доставлять по нему для строительства гравий, известняк и гранит. В 1824 году проект канала между рекой Сестрой – притоком Дубны, впадающей в Волгу, и рекой Истрой – притоком Москвы-реки выполнил Михаил Николаевич Бугайский. В первоначальные проекты канала были внесены изменения. Подготовительные работы начались в 1825 году, а полномасштабные строительные работы - в 1826 году. Общая протяжённость намеченного водного пути составила 214 вёрст (292км), длина канала составила 89,2 километра. Канал был наречён в честь императрицы Екатерины II. Руководил строительством канала и земляной дамбы военный инженер, офицер Маркел Николаевич Загоскин, брат писателя Михаила Николаевича Загоскина.

На строительство канала призвали большое число крепостных крестьян и солдат. Сюда же был сослан опальный поэт Александр Полежаев, попавший в царскую немилость из-за своей поэмы «Сашка». Сооружение канала продолжалось до 1850 года. За 25 лет,170 лет назад был построен канал, соединивший реки Сестру и Истру, по нашей местности длиною 8,5 километров, 13 деревянных и каменных шлюзов на Истре и 20 на реке Сестре. Ширина канала составляла 45 метров. Через шлюзы были построены подъёмные мосты и подпорные плотины, местами выпрямлены русла рек. Хотя водная система была не достроена до конца, но по каналу пошли баржи с камнем и с другими строительными материалами до 30 тонн груза каждая.

1к.jpg

На тихоходных участках баржи вытягивали бечевой бурлаки. Плотина-дамба длиною около двух километров близ деревни Загорье, перегородившая реку Сестру, была необходима для пополнения канала водой. Река Сестра берёт начало из болота, расположенного недалеко от деревни Тимоново. До устройства плотины на реке, она не проходила через озеро. Из болот в верховьях Сестры и небольшого ледникового происхождения озера Гущино, вод реки Мазихи образовалось водохранилище – Сенежское озеро. Известны два предположения названия озера: по ранее находившемуся тут погосту (в 1907г. – 1914г. на месте нынешнего госпиталя в Тимоново была Сенежская школа грамотности), или по имени любимого коня Екатерины II Сенешаля. Примерно 90% площади современного Сенежа – результат строительства Екатериненского канала. До сооружения канала имени Москвы Сенежское озеро было самым большим искусственным водоёмом в Московской области. Старожилы утверждали, что до войны в городской части канала от железной дороги до Сенежского озера купались, ловили рыбу и плавали на лодках. Многие жители нашего города представляют сейчас Екатериненский канал, как заросшее русло вдоль Дома Культуры и завода имени Лепсе. 

2к.jpg

Однако весь канал состоял из нескольких участков: по реке Сестре – 32 километра, по деривационному каналу (деривация – совокупность гидротехнических сооружений, осуществляющих подвод воды) вдоль Сестры – более 66 километров, по Москве - реке - 69 километров, по реке Истра – свыше 90 километров, по деривационному каналу – 14 километров, по соединительному каналу – 8,5 километра, по реке Дубна – более 10 километров. Пропускная способность нового водного пути была рассчитана на три тысячи небольших судов в год.

Осенью 1851 года началось регулярное движение по первой в России железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва длиною 644 километра, которую строили девять лет. Подрядчикам строительства храма, который так и не был достроен, стало выгоднее использовать Николаевскую железную дорогу, чем водный путь. В 1860 году было решено канал закрыть, имущество и землю продать с аукциона. Шлюзы перестали работать, а канал постепенно зарастал ивняком. Купец Самохвалов купил шлюзы у деревни Стрелино и построил добротный дом, в нём на улице Красной размещается Управление образования администрации городского округа Солнечногорск. От водной системы, которая строилась 25 лет, а использовалась всего 10, осталось рождённое ею Сенежское озеро, местами выпрямленные русла рек Сестры и Истры, остатки сооружений канала в окрестностях деревень Кривцово и Коньково, в черте города и некоторых других местах. В Русском музее Санкт-Петербурга находится незаконченная картина Исаака Ильича Левитана «Озеро. Русь». Она написана на озере Сенеж в 1898 году в имении Олениных, которое находилось на возвышенном северо - восточном берегу озера.

Со строительством Екатериненского канала и пошла молва, дошедшая до современного Солнечногорска о том, что город стоит на трёх путях: автомобильном, железнодорожном и водном. Канал подарил нам прекрасное озеро, которое надо беречь, как волшебный талисман нашего города, ведь любоваться озером Сенеж и современной набережной приезжают жители Москвы и других округов Подмосковья. Современность диктует необходимость развития новых транспортных путей. Иногда могут пригодиться и исторические сведения, как когда-то пригодился петровский проект канала. Много ещё интересных мест в нашем городском округе Солнечногорск,о которых мы должны знать и помнить. О них расскажем в других публикациях.

Т.В. Подвойская – лектор музея истории образования городского округа Солнечногорск. Май 2020 года. Список использованной литературы доступен в музее истории образования.