В конце XVIII века территория, на которой расположен наш район, в ремесленно-промышленном отношении была развита слабо. В 1760 году в деревне Каменка Московского уезда получает развитие столярный промысел. Специфика работы требовала передачи накопленного опыта от ремесленника к ученику. Старые мастера как могли передавали приемы и технологию изготовления отдельных вещей.
После отмены крепостного права в районе отмечается бурное развитие предпринимательской инициативы. На базе хозяйств, бывших крепостных мастеров и зажиточных крестьян, возникают промыслы по обработке кожи, изделий из меди, золотошвейный, сусальный, зеркальный, горшечное и войлочное производства, пошив перчаток, изготовление обуви, машинное вязание. Потребность рабочих во вновь образованных мастерских приводит к дальнейшему развитию системы подготовки ремесленников. В этот период многие мастерские охотно принимают на обучение подростков. Отрабатывается система заключения договоров между хозяином производства и родителями подростка. Договор скреплялся печатью в волостном правлении или у нотариуса. Так, по столярным промыслам в договоре указывалось, что срок обучения составляет 4—5 лет. Хозяин обеспечивает ученика питанием, одеждой и инструментом.
Обучение делилось на несколько периодов. На первом у ученика воспитывали исполнительность. На втором в обучение вводились элементы, развивающие быстроту и ловкость в движении. Затем ученик производит обработку "в черне". Спустя 2 года круг работ расширялся. Обучаясь по предметной системе ученик изготавливал изделие целиком и его мастерство совершенствовалось от простых изделий к более сложным. И хотя в мастерской могли работать несколько учеников вместе, преобладала индивидуальная форма обучения. По выпуску ремесленник обладал достаточно хорошими профессиональными навыками. Через несколько лет работы, скопив капитал, мастер открывал собственное дело. Подобная система позволила в короткий срок создать "мебельную область" на территории Московского и Звенигородского уездов. Продукция столяров и краснодеревщиков пользовалась огромным спросом не только в Московской губернии, но и активно экспортировалась иностранными фирмами за рубеж. В конце XIX — начале XX века государство проводило политику поддержки предпринимателей, выпускающих конкурентноспособную продукцию. Так, в 1899 году в селе Лигачево Московского уезда открывается рисовальный класс филиального отделения Императорского Строгановского центрального художественно-прикладного училища. Его финансирование осуществлялось за счет земства и государственной казны. На 1910 год в классе обучалось 39 мальчиков и 9 девочек. Практическая работа в мастерских и обучение в рисовальном классе способствовали подготовке мастеров высокой квалификации. Была предпринята робкая попытка соединения обучения с производительным трудом.
В этот период системы подготовки рабочих на больших фабриках и мелких мастерских еще мало чем отличались между собой. 5 сентября 1864 года в деревне Солнечная Гора московским купцом второй гильдии П. С. Мешковым открыта фабрика ткацко - шерстяных изделий. Из Англии на фабрику было поставлено оборудование. Заморские мастера установили его и обучили местных рабочих узкой специализации: работе на сновальных, шлихтовальных, мотальных машинах и ткацких станах. По обследованию санитарных условий, проведенных в 1879 году Ф. Ф. Эрисманом видно, что на фабрике работают мужчины, женщины и подростки. Взрослые стоят за отдельными машинами и выполняют весь набор технологических операций, необходимых для обработки сырья или производства ткани. Подростки используются на вспомогательных и подготовительных операциях. С возрастом помогают обслуживать рабочему несколько станов. Пройдя всю технологическую цепочку в течение нескольких лет, ученик достигал нужной квалификации. Мог самостоятельно работать и передавать накопленный опыт другим.
В 1870-х годах Россия, страны Западной Европы и Америки знакомятся с новой системой подготовки рабочих. Ее автор инженер-механик Московского технологического училища Д. К. Советкин. Система получила название "русской" или операционной. Суть ее заключалась в том, что молодого рабочего не обучали изготовлению изделия целиком, а учили отдельным приемам и операциям, из которых складывалась работа.
Операционная система получила широкое распространение в условиях развития капиталистического производства. В 1882 году фабрика П. С. Мешкова переходит во владения "Товарищества мануфактур К.Прохорова и С". По воспоминаниям старейшего ткача А. Н. Титова, на фабрике уже каждый рабочий был занят своим делом. Один присучивал оторванную нить, другой заправлял челнок, третий наматывал на валик наработанную ткань. Эта система позволяла в короткий срок подготавливать рабочего и доводить его трудовые приемы и навыки до автоматизма, добиться высокой производительности труда, закрепить рабочего за фабрикой.
Подавляющее большинство профессионально-технических училищ и школ в дореволюционной России возникало по частной инициативе. Владелец деревни Горетовка Модест Яковлевич Киттары в 1877 году открывает на собственные средства двухклассное Новинско-Горетовское училище для детей, успешно окончивших сельские начальные школы: построил учебный корпус, где обучалось 70 мальчиков, передал в бесплатное пользование земельный надел. Увлекшись обучением и воспитанием простых крестьянских детей М. Я. Киттары с интересом обучает учащихся ведению сельского хозяйства. Род князей Львовых, положивший начало народному образованию в нашем районе, не остался в стороне и в вопросе профессиональной подготовки подрастающего поколения. В селе Спасское-Телешово Клинского уезда княгиней Львовой в 1882 году открывается практическая школа рукоделия. Срок обучения два года. На 1910 год в школе обучалось 46 девушек. За время работы в школе подготовлено 307 человек. Настоящее учебное заведение было единственным в Клинском уезде.
В период советской власти 29 июня 1920 года В. И. Ленин подписывает декрет "Об учебно-профессионально технической повинности". В 1922 году принимается кодекс о труде. Одна из его статей запрещала использование на производстве детей до 14 лет. По стране, в том числе и в Солнечной Горе, развивается сеть школ фаб - завуча. С 20-30-х годов XX века основной формой организации учебно-производственного процесса в профессиональных школах становится фронтально-групповая или урочная форма обучения. В ходе урока для решения дидактических задач педагоги продолжают использовать индивидуальную или бригадно-звеньевую форму обучения.
В 1923 году в деревне Радомля организуется школа колхозной молодежи с семилетним сроком обучения. В школе обучались сельскохозяйственным приемам обработки земли. В 1925 году в Солнечной Горе при металлоткацкой фабрике открывается фабрично-заводская семилетка (ФЗС), где помимо общеобразовательных знаний учащиеся получали профессиональные навыки в столярных и слесарных мастерских. К тому же году относится и открытие Крюковской железнодорожной и Каменской школы второй ступени. Перечисленные учебные заведения обучали подростков до 17 лет. В основе обучения лежал общественно-полезный труд. На 1932-й год в границах современного городского округа Солнечногорск числилось три учебных заведения типа ФЗС, из них два - в поселке. Школ колхозной молодежи (ШКМ) - четыре. В каждом учебном заведении обучалось более 250 человек ежегодно.
Суровые испытания выпали на систему профессионального образования в годы Великой Отечественной войны. К 1942 году вся промышленность района эвакуирована за Урал. После освобождения района от временной оккупации ощущается острая нехватка квалифицированных рабочих. В мае 1942 года при заводе № 10 управления швейной промышленности открывается ФЗУ. Срок обучения 1 год. Численный состав группы более 30 человек. Учащиеся обучались по профессиям: слесарь, токарь, строгальщик, медник, паяльщик. Мастером группы был назначен И. В. Титов. Но уже в марте 1943 года состоялся выпуск учащихся, в связи с призывом в армию руководителя группы. Временно училище прекратило свою работу. Тем не менее уже в 1945 году идёт учебный процесс в ФЗУ при заводе им. Лепсе. Проводится подготовка мета- лоткачей.1946 год отмечен возобновлением работы ФЗУ при заводе № 10. Возглавила училище П. Хромова. На обучение было принято 75 человек с образованием не менее четырех классов. Возраст девушек 13-16 лет. В 1948 году директором училища становится фронтовик, орденоносец, окончивший до войны техникум, П. Ф. Бураков. В первые годы в училище обучали только профессии. Срок обучения 1 год. В последующем в училище преподавали не только профессиональные, но и общеобразовательные дисциплины. К 1950 году в ФЗУ ежегодно обучалось 250 человек. На обучение принимались подростки с образованием 7—10 классов. За время обучения расширился перечень профессий, по которым шло обучение. Это швея-мо- тористка, слесарь-инструментальщик, плотник, маляр-штукатур. Всего в ФЗУ было подготовлено свыше 1200 молодых рабочих.
В 1962 году ФЗУ из ведомственного подчинения передают в ведение Главного управления профтехобразования при Совете Министров РСФСР. На базе бывшей фабрично-заводской школы открывается Городское профессионально-техническое училище № 26. Возглавил училище В. В. Краюшкин. Был установлен срок обучения два года. В училище принимались выпускники восьмых классов. Обучали в училище навыкам по профессии швея-мотористка и специальным предметам: специальная технология, материаловедение, оборудование и т. п. Выпускники распределялись на базовое предприятие - завод № 10. Вскоре после передачи данного предприятия из Мособлсовнархоза в Министерство авиационной промышленности, ГПТУ-26 прекратило свою работу.
Выпускники ФЗУ и ГПТУ-26, работая в цехах базового предприятия, с честью пронесли через всю свою трудовую жизнь звание рабочего. Многие из них за высокие производственные показатели удостоены правительственных наград. Среди них:Р. М. Кожинова - выпускница ФЗУ 1948 года, М. И. Севостьянова ,Л. В. Мотозова - выпускница ФЗУ 1953 года, Ю. И. Захаров — выпускник ФЗУ 1953 года, Н. М. Булатова (Егорова) - выпускница ГПТУ-26 1963 года.
В начале 70-х годов на Солнечногорский механический завод поступает большой заказ по выпуску специальной продукции от Министерства обороны. Предприятию потребовался приток молодых рабочих кадров. Первоначально завод открывает группу при ГПТУ-64 города Химки, а в 1974 году при заводе начинает работу самостоятельное профессионально-техническое училище № 73. Директором назначен В. П. Винник. На обучение принимались подростки после восьми и десяти классов по профессиям швея-мотористка и токарь. В 1982 году в посёлке Менделеево открылся филиал училища, где готовили рабочих для ВНИИФТРИ. В 1988 году филиал преобразован в СПТУ №39. В настоящее время колледжи готовят рабочих по профессиям: швея, портной, слесарь по ремонту автомобилей,парикмахер, повар,модельер-конструктор одежды, бухгалтер, менеджер и другим.
Материал предоставлен музеем истории образования городского округа Солнечногорск из архива музея.
Январь 2021 года.