Солнечногорские школы в годы Великой Отечественной войны.

(К 75-летию победы в Великой Отечественной войне)

Война причинила огромный ущерб экономике и культуре нашей страны. В предвоенные годы Советский Союз приступил к реализации программы всеобщего среднего образования в городе и семилетнего в деревне и национальных республиках. Это было подкреплено созданием необходимой учебно-материальной базы: действовала широкая сеть начальных, семилетних и средних школ.

Нападение врага нарушило мирную жизнь народа, тяжело отразилось на образовании. Тысячи подростков были истреблены гитлеровцами или угнаны в Германию, многие дети лишились крова и семьи.

Около трёх недель находился наш район под фашистской оккупацией. Народному образованию был нанесён ущерб около 7 миллионов рублей по ценам 1941 года. Пострадали все 49 школ района, все требовали большого или малого ремонта. Из 44 сельских школ 22 были уничтожены полностью. Квашнинская, Колычёвская, Хоругвинская, Рыгинская, Дурыкинская и другие восстановлению не подлежали. Новая семилетняя школа Бережковская, Мостовская, Поваровская средняя сгорели. Кирпичные коробки, печные трубы остались от Пешковской, Есиповской, Становской, Соколовской и других школ. Новое типовое здание школы № 5 1940 года постройки было разбито авиабомбами на две части. Вся мебель сожжена. Учебников и пособий нет, а экзамены в районах, бывших в оккупации, не отменялись.

Инспектора районо после освобождения района вместе с учителями ходили по деревням и подыскивали под школы помещения в уцелевших крестьянских домах. Мастерили примитивную мебель - столы, скамейки. Условия работы школ в крестьянских избах были тяжелыми. В передней комнате размещалась школа. В кухне жили хозяева, а за печкой – теленок, ягненок или поросенок. Эти дома тоже требовали починки крыш и окон. Заведующая Пешковской школой Е.Н. Киселёва писала: «С учебниками было плохо: один на три-четыре ученика, но дети как-то сами договаривались друг с другом – кто, когда учит уроки. Тетради давали по разнарядке через книжный магазин – по одной тетради по русскому языку и математике на определенное время. Писали на обложках старых тетрадей, на полях газет, но как берегли дети эти тетради».

Не все дети могли ходить в школу так как не было одежды и обуви. Голодали дети и учителя. Учительница Новодеревенской школы В.С. Комлева вспоминает: «Было голодно. Ребята на завтрак приносили в школу капустные кочерыжки, брюкву и грызли во время перемен». В некоторых сельских школах вместо завтраков поили детей морковным чаем, а в городских школах на завтрак давали маленький кусочек хлеба. О.Н. Санова – заслуженная учительница РСФСР вспоминала, как мужественно переносили все невзгоды и учителя. Не было ни одной школы, в которой ни побывал бы и не оказал бы помощь в работе учителю и в организации быта кто- либо из работников районо.

Работой по восстановлению и строительству школ после оккупации занимались инспектор районо С.П. Кротова, заведующие районо А.А. Львов, С.М. Юдин до призыва в армию, с августа 1943 по октябрь 1947 года Е.А. Баранова – по воспоминаниям ее современников человек большой души, мужественная, энергичная женщина.

Большинство школ района с февраля 1942 года начали работать, городские школы, кроме школы №5, раньше. Открыли новые начальные школы в Майдарово, Савельево, Колтышево. Весенние экзамены 1941-1942 учебного года прошли успешно. С 1943 года ученики стали получать бесплатно тетради, больше стало учебников. Государство стало выделять обувь, одежду для нуждающихся школьников.

Рабочих рук не хватало. Лес на строительство школ валили, пилили, возили женщины, иногда безвозмездно. Заведующая Соколовской школой Т.В. Виноградова по своей инициативе поехала в Москву (до станции Крюково и обратно шла пешком), добилась приёма у первого секретаря Ленинградского райкома партии (район тогда шествовал над разорённым Солнечногорским районом), попросила помощи для восстановления школы. Помощь была оказана: выделили наряды на кровлю, гвозди, стекло, приехал столяр. Пострадавшие от оккупации колхозы помогали, чем могли. Помогали сельские Советы.

Не было транспорта и автобусного движения. По воспоминаниям О.Н. Сановой (с 1 марта 1942 года она работала заведующей педкабинетом Солнечногорского районо) и руководителей школ тех лет учителя несли в школы гвозди, мел, краску в своих рюкзаках. К началу 1947 года нормально работали все городские школы, привели в порядок Поваровскую и Бедняковскую (Радумльскую) средние школы, 9 неполных средних школ,27 начальных школ. Построены заново Новодеревенская, Стародальненская, Соколовская, Сноповская, восстановлены из руин Есиповская, Пешковская, Становская, Белавинская начальные школы.

Е.А. Баранова – тогда заведующая Солнечногорским районо вспоминала: «В эти тяжелые дни были и свои радости: смотры художественной самодеятельности, Новогодние елки, праздники урожая с пришкольных участков, выпускные вечера с хлебом и чаем подслащенным сахарином, или со скромными конфетами - «подушечками». Отмечали открытие новых школ.

Особое место в воспоминаниях очевидцев войны занимают дни оккупации. И.Г. Гребенников – учитель средней школы №1 вспоминал, как 67 учеников старших классов (теперь школы №7) добровольно отправились на строительство оборонительных укреплений под Сухиничи, Ельню и Смоленск. Г.И. Астафьева – учительница средней школы №1 рассказывала, что большая группа солнечногорских учителей работала на лесозаготовках и добыче торфа в Шатуре несколько месяцев. По заданию Государственного Комитета обороны вместе с взрослыми ученики солнечногорских школ, учителя и другие работники народного образования строили доты и рыли противотанковые рвы в районе Подрезково-Черкизово.

Одновременно старшеклассники городских школ работали на строительстве аэродрома у деревни Осипово. Работа была трудная, приходилось пилить деревья корчевать пни, ровнять грунт. Старшие школьники следили за светомаскировкой и вместе с взрослыми дежурили в подъездах домов во время налётов вражеской авиации на Солнечногорск и на Москву. Они собирали тёплые вещи для советских бойцов: носки, варежки, валенки. В средней школе №1 (теперь №7) в 1942 году была организована швейная мастерская, там девочки 7-10 классов шили после уроков, в каникулы нижнее бельё для наших бойцов под руководством учительницы Е.Д. Шишковой. Кроили бельё взрослые в артели, а швейные машинки дети приносили из дома. Ученики и учителя помогали колхозам: для удобрения полей ребята собирали по домам печную золу и навоз. Например, братья Алябьевы из Льяловской школы каждое воскресенье на санках собирали золу, всего собрали 10 центнеров печной золы.

Вместе с взрослыми ученики сушили сено, пололи овощи, собирали колоски, копали картошку до первого снега. Городские школьники уезжали в колхозы на всю неделю и только по воскресеньям приезжали домой. Все школы участвовали в сборе средств для танковой колонны «Пионер». Семьям погибших воинов, фронтовиков, старикам помогали «Тимуровцы»: носили воду, пилили и кололи дрова, копали огороды, помогали убирать урожай, писали письма на фронт. Пионеры Солнечногорской начальной школы №4 собрали более 42 кг. лекарственных растений, около тонны грибов для общественного питания, пять тонн печной золы, смастерили 1217 подарков для фронтовиков и отправили на фронт.

Это был настоящий труд во имя Победы! В марте 1946 года большая группа учителей района и 9 учащихся были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», а позже в 1948г. другими медалями и орденами.




(По материалам музея истории образования городского округа Солнечногорск подготовила Т.В. Подвойская).