Василий Никитич Татищев: «Человеку нужно век жить, век и учиться».
В апреле 2021 года исполняется 335 лет со дня рождения Василия Никитича Татищева – великого учёного и государственного деятеля. С его именем тесно связана земля Солнечногорья, образование и просвещение.
Личность Василия Татищева многогранна, изучая его жизненный путь и научное наследие, поражает круг его творческих интересов и деятельности, глубина его научных трудов. Творческое наследие В.Н. Татищева составляет более 100 работ. При этом главной сферой его жизни была военно – административная. Кандидат исторических наук, профессор кафедры истории, истории культуры и музееведения МГИК М.Д. Татищева отмечает: «При жизни В.Н. Татищева была опубликована лишь одна его работа в Англии и Швеции «Сказание о звере мамонте» на латыни. «История Российская» была издана лишь во второй половине ХVIII века.
Интерес к научному наследию Татищева проявляется в ХIХ веке, но лишь во второй половине ХХ века произошёл качественный прорыв в изучении наследия В.Н. Татищева. Благодаря трудам А.И. Андреева, С.Н. Валка, Б.А. Рыбакова, А.Г. Кузьмина, А.И. Юхта, М.Н. Тихомирова и других широкой публике стали известны все основные труды Татищева, подробно изучена его жизнь и деятельность. В 1995 года вышла «Библиография произведений В.Н. Татищева и литература о нём», насчитывающая более 1000 работ».
Вашему вниманию положения его научных трудов, вызывающие наибольший интерес при проведении бесед и экскурсий о нашем замечательном земляке в музее истории образования городского округа Солнечногорск.
В.Н. Татищев выделял трёхступенчатую систему образования, применённую в России при Екатерине Второй во второй половине ХVIII века. Он обосновал необходимость подготовки квалифицированных трудовых ресурсов, предложил модель ступенчатого профессионального образования, внедрил модульное обучение в профессиональное образование, соединил процесс обучения с практикой, объединил учебный процесс и воспитательную работу, заложил основы государственной поддержки детям из малообеспеченных семей и сиротам. Эти принципы актуальны и сегодня. Везде, где Татищев работал, он создавал школы. Урал 1721 год, Кунгур – словесная и математическая школы; 1733 – 1737 годы – горную, латинскую, немецкую. В 1736 году он пишет инструкцию «Учреждение, коим порядком учители русских школ имеют поступать». Классно – урочной системы не было, задания давались каждому ученику особо. В отношении ленивых допускались наказания, но не битьё.
В.Н. Татищев выделяет три этапа всемирного просвещения: 1) изобретение письма; 2) принятие христианства; 3) книгопечатание. Он отмечал, что славяноруссы ещё до Владимира Первого имели свою письменность и считал, что языки меняются в связи с переселением народов, установлением языковых контактов и другими историческими событиями.
Василий Никитич любил всё систематизировать и заниматься методологией науки. Все науки классифицировал в зависимости от значимости для общественной жизни и практической деятельности:
полезные (математика, архитектура, астрономия, язык и письменность, другие);
щегольские (музыка, рисование, поэзия);
любопытные (хиромантия, алхимия, астрономия);
вредные (суеверия).
Татищев первым в России указал на языки как памятник истории народа и предложил классификацию языков России. По мнению Татищева существуют три народа, которые упоминаются в древней истории: скифы, сарматы, славяне. Подробно отмечает состав каждой из них: народы сарматского языка: финны, удмурты, манси, остяки, ханты, мари, есты (эстонцы?) и т.д.
Народы татарского и калмыцкого языков – скифы: тюркская группа (татары, башкиры, туркмены, казахи, киргизы, узбеки); алтайская группа (калмыки, буряты, эвенки).
Народы странноязычные. К ним относятся народы крайнего севера: коряки, курилы, чукчи.
Народы славянского языка (аланы, аниты, склавины). К этой группе он относит сербов, болгар, чехов, поляков и русских.
Большое внимание в своих трудах Василий Никитич уделял духовно – нравственному воспитанию молодёжи. «Духовная», посвящённая сыну Евграфу, содержит наставления молодёжи, всего 8 частей. 1-ая часть «Главное есть вера»: ни при каких обстоятельствах не переменить веру, чтение книг церковных учителей, затем книги католических и протестантских авторов (противников).
2-ая часть посвящена светским наукам: важнейшие из них арифметика, геометрия, как главная часть инженерных наук, история, география, знание законодательства своего государства.
3-ая часть: любовь к родителям «Почитай отца и мать свою, чтобы продлить дни свои на земле». Основная мысль – дети должны подчиняться воле родителей.
4-ая часть – выбор супруги. Лучший возраст для брака у мужчины от 22 до 30 лет. Не обязательно невеста должна быть богатой, важно чтобы её родственники были хорошими людьми. Главное в будущей жене – «доброе состояние, разум и здравие».
5-ая часть – о службе царю и отечеству: «Ни от какой услуги, куда бы тебя не определили, не отрицайся и ни на что сам не называйся».
Последние 3 части разъясняют общественные и государственные обязанности дворянства.
Правила мудрости сформулировал в работе «Разговор 2-х приятелей о пользе наук и училищ». Его кредо – держаться благоразумной середины.
Правила В.Н.Татищева.
1. Политические, которые помогают понимать законы общества.
2. Правила любви, учтивости и пристойности: «Чего себе не желаешь, того другим не твори».
3. Правила справедливости: они учат защищать своё достоинство и имущество.
4. Правила благоговения – это правила внутреннего и собственного, высшего благополучия, где соединены вера и разум.
5. Правила благоразумия, правила предосторожности, которые предостерегают человека от неблаговидных поступков.
Эти принципы В.Н.Татищев старался применять в своей жизни. Его идеи актуальны и для наших современников.
(Список использованной литературы доступен в музее истории образования городского округа Солнечногорск).
Т.В. Подвойская лектор музея истории образования городского округа Солнечногорск. Апрель 2021 года.