Истоки наших школ и начало профессии учителя.
Территория современного городского округ Солнечногорск сформировалась в результате временных изменений в административно-территориальном делении. В своё время в территорию Солнечногорского района вошли Солнечногорская, Вертлинская, части Троицкой, Давыдковской волостей Клинского уезда, часть территории Дмитровского уезда, Пятницкая волость Звенигородского уезда, Дурыкинская волость Московского уезда. Годом образования Солнечногорского района является 1929. В апреле этого года на территории Московской области вместо 348 волостей образованы 139 районов, в том числе на территории бывшей Московской губернии 47 районов. В двадцатом веке были и другие изменения в административно-территориальном делении.
Первое упоминание о школах (училищах) в границах Солнечногорского района относится к 1846 году, тогда князем В.В. Львовым была открыта в Солнечной Горе первая школа. Она помещалась в доме крестьянина Лариона Уколова. В ней обучались 11 девочек и 20 мальчиков, руководил школой священник П.Ф. Ромаданский. В октябре того же года князь В.В. Львов открыл вторую школу в церковной сторожке, детей учил дворовый человек князя Алексей Неждаков. В 1847 году В.В.Львов открыл третью школу в имении сестры А.В. Голохвостовой в деревне Скородумки. Учителем был Алексей Мухин – лучший ученик, окончивший школу в Солнечной Горе.
По материалам, взятым из сборника 1880 года «О всенародном распространении грамотности», хранящимся в музее истории образования, известно, что первые школы назывались грамотными избами. С 1909-1910 учебного года в Клинском уезде было введено всеобщее обучение. Наметился значительный рост населения, чему очевидно способствовали и Столыпинские реформы. Например: Таракановское земское училище Соголевской волости Клинского уезда было открыто земством 15 декабря 1897 года в доме крестьянина Д.П. Жукова. Собственное здание училища было построено в 1899 году на средства земства, крестьяне участвовали в рубке и вывозе леса. На содержание школы крестьяне собирали по три с четвертью копейки с души на содержание школы. Кроме того деньги на содержание школы выделяли Губернское и уездное земства и Соголевская волость. В 1897-1898 учебном году в школе учились 24 ученика. В 1905 – 38 учеников, в 1910 -66, в 1911 – 85 учеников. К 60-м годам ХIХ века Клинский уезд по густоте школьной сети занимал второе место в Московской губернии.
История многих наших современных школ уходит в 70-е – 90-е годы девятнадцатого века. Тогда существовали церковно -приходские, земские и частные училища. Открытие земских училищ продолжалось и позже. В Солнечногорской и Вертлинской волостях работали с 1871 года Головковское, с 1875 года Солнечногорское и Обуховское (по некоторым источникам с 1874 года), Тимоновское с 1876 (по другим источникам с 1897 года), Обушковское с 1897 года и другие. По материалам музея истории образования на территории Солнечногорья до 1917 года было более 40 училищ, в том числе два частных: Рединское и Якиманское, Сенежская школа грамоты – самый низший тип школ, где в 1907 году учились 12 мальчиков и 8 девочек. Она размещалась в церковной сторожке села Сенеж, на берегу озера, там, где сейчас госпиталь. Рединское частное двухкомплектное училище Солнечногорской волости открылось в 1895 году, попечитель -почетный гражданин Варвара Алексеевна Морозова -тверская фабрикантша, законоучитель - священник А.М. Львов, учителя: К.М. Руднева ( образование – Филаретовское епархиальное училище) работала с 1907 года, Т.Ф. Прошина (образование - Московская женская семинария) работала с 1 сентября 1912 года. Училище находилось в ведении Клинского ведомства, но содержалось на средства В.А. Морозовой. Оно было лучше снабжено наглядными пособиями и имело 4-х летний курс обучения. При школе находился один из 15 подвижных музеев. Это были своеобразные методические центры, в них хранились учебно-наглядные пособия, которыми пользовались 53% училищ: глобус, карта полушарий, карта Европейской России, складная сажень и метр, термометр, компас, магнит, пособия по Закону Божьему, иногда стенной зоологический атлас из 20 картин. Морозова В.А.выделяла круглый год средства на бесплатные горячие приварки (завтраки) деревенских ребят, а хлеб дети приносили из дома. Здание школы было деревянное под железной крышей, две большие классные комнаты, два теплых туалета, квартира для учителя. У школы колодец и сад. В школе обучались дети из деревень Редино, Чигирево, Хметьево. В 1903 году по данным Клинской уездной земской управы в Рединской школе обучалось 98 человек. В 1914-1915 учебном году 66 человек обучала одна учительница. Рединская школа существовала до 1969 года.
В середине 19 века учителями немногочисленных грамотных изб часто назначались помещиками знавшие грамоту дворовые люди или учили крестьянских детей дьяки за плату от состоятельных крестьян. В пореформенные годы развивалась земская и государственная система народного просвещения. Из материалов музея следует, что большинство учителей получили образование в Тверской учительской школе Максимовича, в Московском епархиальном Мариинском училище, в Вышневолоцкой Мариинской женской гимназии, в Чепелевской учительской семинарии, в Вифанской учительской духовной семинарии, Московском Филаретовском епархиальном училище. При этом учительницы (их было больше) преимущественно заканчивали гимназии или епархиальные училища, учителя – мужчины – учительские духовные семинарии. На основании правил Губернского собрания от 15 мая 1900 года преподаватели получали вознаграждение (жалование, зарплата) соответственно числу лет службы и удовлетворяющее образовательному цензу: 300 руб. в год - от 1 года до 3 лет работы, 360 руб. в год - от4лет до6 лет, 420 руб. – от 7 до 10 лет и 450 руб.- проработавшие 11 и более лет. Жалование платило земство, приплата полагалась от губернского земства от 50 до 140 руб. в год. За уроки пения и рукоделие учителям платили 20 - 25 руб. в год.
Из доклада Клинской уездной Земской управы за 1914 год и представленной ею сметы Земскому собранию видно, что все школы имеют своих попечителей не только из высокопоставленных дворян и чинов, купцов, но и состоятельных граждан. Все их пожертвования училищам строго учитывались земской управой. Попечители избирались земским собранием по представлению земской управы. Например, в Обуховском земском училище Солнечногорской волости попечителем был московский купец Карл Карлович Лаповиц, законоучителем – священник Тимофей Хоров, учителем с 1913 года - А.А. Преображенский.
Перед первой мировой войной 1914 года 666 учителей обучали 2343 ученика. Они изучали закон Божий, русский язык, чистописание, арифметику. В некоторых училищах преподавалось дополнительно рукоделие и пение. В 1906 году княгиня Львова открыла в селе Спасское-Телешово практическую школу рукоделия. Посещали её девочки из Солнечной горы и близлежащих деревень. В музее истории образования стараниями О.Н. Сановой, Н.Я. Попова и других инициаторов создания музея, сохранились фотографии школ, учителей, работавших в конце XIX и начале XX века.
В музее можно погрузиться в мир истории образования городского округа Солнечногорск, своих школ, вспомнить любимых учителей.
Т.В. Подвойская (по материалам музея истории образования городского округа Солнечногорск) – лектор музея.