Как это было. Питание учащихся в училищах и школах с начала ХХ века.
В музее истории образования Солнечногорья есть данные об открытии училищ с середины ХIХ века, вам расскажут, что изучали дети, как работали учителя. Сегодня расскажем, как организовывалось питание в школах и всегда ли.
В начале ХХ века из 112 земских школ приварки (так называли завтраки) устраивались в 109 школах. По данным архива музея на устройство завтраков поступило сумм от земства 1788 рублей, попечители и население внесли деньгами и натуральными продуктами 939 руб.22 коп. Приварком пользовались 6399 учащихся уезда. Приварки не были постоянными. Завтраки в большинстве школ устраивались во время Великого поста, а в некоторых и Рождественского. Не устраивались приварки в Рыгинском и Сноповском училищах, не позволило помещение.
Сохранился документ от 1916 года об организации питания для учащихся. В нём список блюд для школьных завтраков, где указан их питательный состав и стоимость по рыночным ценам и по ценам городских продовольственных складов. В списке предусмотрены: 1. Вегетарианские супы с вермишелью со свежей капустой, супы гороховые, супы с перловой крупой, винегреты. 2.Рыбные блюда – щи с солёной рыбой (судак, вобла, сельдь), супы картофельные с рыбой. 3.Молочные блюда – молочные супы с вермишелью, ячневой крупой, рисом, картофелем, молоко с чёрным хлебом. 4. Каши – гречневая с маслом, пшённая, ячневая, кашица гречневая с молоком, варёный картофель с молоком. 4. Мясные блюда – щи кислые с мясом без костей, суп картофельный с мясом без костей, такие же супы с вермишелью, пшеном, гречневой крупой, рисом и т. д. Мясные блюда готовили чаще всего в частных училищах, где дети питались и кроме дней православных постов. Возможны были грибные супы с белыми грибами или с рыжиками, сушёные грибы и лук, подсолнечное и прованское масло разрешалось использовать для заправки. В документе приводятся расчёты о жирах, белках, углеводах. Количество продуктов рассчитано на 100 человек и на одного учащегося. Расчёты использовались не только для обычных земских училищ, но и для реальных училищ, и для гимназий. Эти учебные заведения для детей с солнечногорской земли существовали в Клину. «Учащиеся и учителя, имеющие опыт в устройстве школьных завтраков, благоволят сообщить в Училищное отделение для совещания свои соображения относительно желательных улучшений в организации завтраков» - читаем мы в этом документе. Во время революционных событий 1917 года, гражданской войны само существование и питание в учебных заведениях было нарушено.
16 октября1928 года был принят декрет ВЦИК «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Обучение делилось на две ступени: 1-я ступень 1-4 классы. 2-я ступень 5-9 классы. Установлено бесплатное обучение. Введено совместное обучение мальчиков и девочек во всех ступенях. На питание в школах не было средств и дети приносили из дома кто что может. 26 декабря 1919 года В.И. Лениным был подписан декрет о ликвидации неграмотности среди населения РСФСР. Всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Хотя не было организованного питания, но о детях заботились. Инспектор наробраза (отдела по образованию) Макаров Алексей Павлович писал об организации начального всеобуча: «Занятия во всех школах, за исключением Овсянниковской начаты своевременно 1 сентября, но с первых же дней работы имелись перебои в посещаемости. Что целиком объясняется недостаточным снабжением учащихся одеждой и особенно обувью. Заказы по линии Мосторга и Моспо поступали с опозданием, и первую партия обуви была недоброкачественной… К настоящему времени на 4047 учащихся школ первой ступени и 570 учащихся школ повышенного типа выдано 400 пар валенок, 830 пар ботинок, 250 пар галош, 230 штук пальто». В этот период времени на территории современного округа Солнечногорск существовали для беспризорных детей детские дома, трудовые колонии, коммуны. Там дети сами выращивали под руководством учителей картофель и овощи, которые использовались для их питания.
В 30-е и 40-е годы дети сами приносили в школу домашние припасы или обходились домашним завтраком. Во время Великой Отечественной войны голодали дети и учителя. Учительница Новодеревенской школы В.С. Комлева вспоминает: «Было голодно. Ребята приносили на завтрак в школу капустные кочерыжки, брюкву и грызли во время перемен». После изгнания фашистов в некоторых сельских школах вместо завтраков поили детей морковным чаем, а в городских школах государство добавляло на завтрак маленький кусочек чёрного хлеба кроме карточек. В Солнечногорской начальной школе №4 около школы сажали картошку. Часть картофеля давал колхоз «Красное солнце». Техслужащая варила на всех суп (картошка, вода, соль). В большую перемену за партами ели этот суп с кусочком хлеба. Об этом вспоминала учительница Лидия Петровна Петракова, которая в 1963 году стала директором этой школы. Городские школьники уходили в село на работу на всю неделю и только раз в неделю приезжали домой, чтобы помыться. Учительница средней школы №1 Дукалова Елизавета Ивановна вспоминала, как с ребятами работали в деревне Гончары. Жить пришлось в полуразрушенном сарае. Было голодно, в колхозе кроме капусты ничего не было. На день давали 6 килограмм, эти 6 кг делили на три раза: утром отварная капуста, в обед – капуста, на ужин капуста. Хлеба не было, и лишь когда школьники перевыполняли норму, или выдавали 200 грамм муки на день. Из этой муки и капусты варили болтушку и ели.
После Великой Отечественной войны продолжалось восстановление и ремонт школ. Столовых в школах не было. Баранова Е.А., возглавлявшая отдел народного образования вспоминала: «В эти тяжёлые дни были и свои радости: смотры художественной самодеятельности, новогодние ёлки, праздники урожая с пришкольных участков, выпускные вечера с хлебом и чаем подслащённым сахарином, или со скромными конфетами – подушечками». В музее хранятся продовольственные карточки 1947 года с указанием количества продуктов, выдаваемых на руки на одного человека, это сахар, крупа, хлеб. Количество сахара и крупы помещается в половине малюсенькой баночки для детского питания, а хлеб – горбушечка чёрного хлеба в два современных ломтика. В 50-х годах школьники пили кипячёную воду из бачка с краном, который стоял в коридоре школы. Часто бачок был покрыт белым чехлом.
В 60-х, 70-х годах ХХ века в школах стали обустраиваться буфеты с горячим питанием. Такие буфеты, например, были в Алабушевской школе, построенной в начале 60-х годов, в школе №1(7). Готовили горячие блюда и пекли вкусные пирожки, обедали дети в помещении, которое было одновременно столовой и актовым залом. В школу № 4 к 1964 году после второго урока 2 раза в день для 1-ой и 2-ой смен привозили обед из столовой стекольного завода. Обед длился 20-25 минут. К концу ХХ века во многих школах, построенных на центральных усадьбах совхозов, в крупных посёлках по типовым проектам, открылись школьные столовые, с кухней для приготовления пищи. В 1975 году в Пешках была построена средняя школа по - новому для того времени проекту с оборудованной кухней и просторной столовой. Недавно оборудование кухни было обновлено, как и во многих других школах городского округа Солнечногорск. За чистотой в школах следили всегда. Ученики считали необходимым не только поддерживать чистоту, но сами мыли полы и деревянные парты. Сейчас в каждой школе организовано горячее питание учащихся.
Постепенно уровень питания детей улучшался. Ученики школ ХIХ и ХХ века, которых мы видим на музейных фотографиях, представить себе не могли обильного школьного завтрака, обеда из трёх блюд и разнообразного меню. Нужно ценить то, что имеем. Вся система школьного питания создавалась и поддерживается замечательными сотрудниками, спасибо им.
По архивным материалам музея истории образования городского округа Солнечногорск подготовила Т.В. Подвойская лектор музея. Март 2022 года.